История колледжа

Музыкальное образование в Рязани ведет свою историю с 80-х годов XIX века. Тогда на Николодворянской улице были открыты музыкальные классы, а позднее на улице Вознесенской – музыкальная школа Александры Берндтовны Лёвшиной. Сначала преподавание велось только по классу фортепиано, позже появились классы скрипки и вокала. Один из первых выпускников А.Б. Левшиной Борис Константинович Радугин окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано профессора А.Б. Гольденвейзера и впоследствии стал профессором Саратовской консерватории. Одновременно с А.Б. Лёвшиной фортепиано в Рязани преподавали А.А. Боголюбова, Е.А. Сухоручкина, М.И. Солнцева, Е.В. Глыбина и другие. Позднее в городе открываются частные классы скрипки (Л.М. Кессельман) и сольного пения (А.Н. Орлова, Е.М. Дервиз, А.К. Карпинская).

Мода на музыкальное образование постепенно распространяется по всей губернии. После Октябрьской революции в Рязани, Скопине и Михайлове открываются музыкальные школы. Скопинская школа создавалась при непосредственном участии нашего земляка, композитора Анатолия Григорьевича Новикова (1896 – 1984), а инициатором открытия школы в Михайлове был уроженец села Плахино Михайловского уезда (ныне Захаровский район) Семён Александрович Заливухин (1893 – 1962), получивший образование в Петербургской певческой капелле, Петербургской консерватории, а затем окончивший экстерном Московскую консерваторию.

Вопрос о создании в Рязани специального учебного заведения по подготовке музыкантов-исполнителей и педагогов (Пролетарской музыкальной консерватории) был поставлен на заседании коллегии губернского отдела народного просвещения в феврале 1919 года. В этом же году на базе частных музыкальных классов открылась школа II ступени. С этого момента начинается история Рязанского музыкального колледжа. 22 июля 1919 года коллегия Губернского отдела народного образования постановила, что музыкальная школа должна начать работу с 1 августа, тогда же был утвержден штат преподавателей. Первым заведующим музыкальной школой стал пианист-любитель Н.Н. Иконников. Позже ею руководили Д.А. Райхман,
Э.А. Евелева. В музыкальной школе дети и взрослые обучались игре на фортепиано, скрипке, оркестровых инструментах, сольному и хоровому пению.

С 1921 года в школе работает замечательный музыкант, выдающийся педагог и композитор Екатерина Давыдовна Аглинцева (1883 – 1968). Будучи преподавателем по классу специального фортепиано, оперного ансамбля и сольного пения, она активно занималась просветительской деятельностью, сочиняла музыку к спектаклям рязанских театров («Дама-невидимка», «Красная шапочка»), музыкальные пьесы для детей. Екатерина Давыдовна воспитала целое поколение рязанских музыкантов. Среди ее учеников выдающиеся деятели отечественной музыкальной культуры: К.Б. Птица, Е.Г. Попов, Ю.Н. Холопов, Г.Н. Кантор и многие другие.

В сентябре 1925 года школа была реорганизована в среднее специальное учебное заведение – музыкальный техникум, руководителем которого стал прекрасный музыкант, преподаватель хорового дирижирования и теории музыки С.А. Заливухин. С этого года в преподавание вводятся музыкально-теоретические предметы, посещение которых стало обязательным для всех учащихся. Одновременно при техникуме создается детская музыкальная школа.

В 1925 году в техникум приходит ещё один яркий музыкант – Сергей Васильевич Гилев (1854 – 1933) – выпускник Московской консерватории, первый исполнитель партии Онегина в опере Чайковского, автор романсов, хоровых произведений и переложений для хора. С.В. Гилев занимался проблемами методики массового преподавания музыки и хорового пения. Им составлена «Музыкальная азбука», рассчитанная на широкие круги любителей музыки, издано несколько методических трудов. Педагогическая и просветительская деятельность С.В. Гилева сыграла заметную роль в распространении музыкальной культуры в российской провинции.

В 1927 году происходит слияние музыкального и художественного техникумов в одно учебное заведение (музыкально-художественный техникум). Под руководством С.А. Заливухина Рязанский музыкальный техникум стал одним из лучших в стране. В середине 30-х годов он занял первое место на смотре учебных заведений Москвы и Московской зоны. Там были представлены хор, оперный класс, пианисты, скрипачи, вокалисты и ритмическая группа. С.А. Заливухин сыграл огромную роль в развитии музыкальной культуры Рязани и области. Он был одним из организаторов и дирижером симфонического оркестра Рязанского музыкального общества. Музыкально-педагогическая работа общеобразовательных школ, музыкальная самодеятельность на предприятиях города, смотры самодеятельности города и области – всё это проходило при самом активном участии Семена Александровича. Позднее, в 1948 году решением Министерства культуры С.А. Заливухин был назначен директором Саратовской консерватории.

После реорганизации Рязанского музыкального техникума в нем были созданы следующие отделения: музыкально-педагогическое, выпускающее учителей музыки для общеобразовательных школ, руководителей хоровых коллективов и самодеятельных оркестров народных инструментов; фортепианное, вокальное, оркестровое.
В техникуме работали талантливые музыканты: Екатерина Николаевна Кублицкая (1886 – 1966) – пианистка, выпускница Московской консерватории по классу профессора К.Н.Игумнова, сыгравшая большую роль в развитии музыкальной жизни Рязани в 1930 – 1950 годы; Сергей Николаевич Григоров (1881 – 1961), возглавивший оркестровый отдел – пропагандист музыкального искусства, по инициативе которого в Рязани было создано много городских ансамблей и военных оркестров. Ученики с благодарностью вспоминают преподавателей-пианистов Галину Михайловну Миронову и Зою Владимировну Большакову.

В 1936 году техникум был переименован в училище. Приказом №49 Рязанского областного отдела искусств от 27 апреля 1939 года музыкально-художественное училище было разделено на два самостоятельных училища: музыкальное с музыкальной школой при нем, и художественное.

В 1938 году по инициативе С.А. Заливухина и его дочери
Л.С. Заливухиной музыкально-педагогическое отделение было преобразовано в дирижерско-хоровое. Именно тогда закладывались традиции преподавания хоровых дисциплин на высоком профессиональном уровне. Отдел по праву гордится тем, что в годы войны в Рязанском музыкальном училище преподавал выпускник 1932 года, выдающийся мастер хорового искусства, дирижер Клавдий Борисович Птица (1911 – 1983). В 1948 году в музыкальном училище начинает работать талантливый преподаватель хоровых дисциплин Надежда Михайловна Пантелеева. Возглавляя отделение в течение многих лет, она внесла неоценимый вклад в развитие хорового искусства Рязани.

С началом Великой Отечественной войны здание училища было закрыто, большинство преподавателей эвакуировано. Но оставшиеся в городе педагоги продолжали вести занятия в подвальном помещении училища. Многие преподаватели и студенты выступали в госпиталях, а некоторые из них (преп. М.И.Беньяш,
Б.И. Алексеев) выезжали на фронт в составе самодеятельных концертных бригад. Е.Д. Аглинцева работала также в дивизии им. Т. Костюшко, сформированной на территории Рязанской области.

В начале 1942 года училище возобновило работу. И уже в 1943 году создается отделение народных инструментов, основали которое В.А. Радеев и Г.Н. Адамович. Георгий Николаевич Адамович (1910 – 1986) – ведущий педагог по классу домры и балалайки – был активным пропагандистом музыкального искусства, основателем и руководителем оркестра народных инструментов в училище, а также многих ансамблей и оркестров народных инструментов в г. Рязани.

В 1946 году было открыто теоретическое отделение. У его истоков стоял ученик
С.А. Заливухина Борис Иванович Алексеев (1905 – 1975), более 40 лет преподававший сольфеджио, элементарную теорию музыки и музыкальную литературу. История Рязанского музыкального колледжа не мыслится без имен замечательных теоретиков-музыковедов Л.Ф.Спиридонова, Э.К.Святославской, З.В.Ельцовой, А.Л.Соболевой, О.И.Вороновой, И.А.Мордвинцевой, Н.Г.Удодовой,
Л.М. Балашовой.

К началу 50-х годов оркестровое отделение разделилось на два самостоятельных – струнно-смычковое и духовое. Первыми преподавателями струнно-смычкового отдела были М.Е. Лихаревский, Е.Ф. Кузнецов,
Р.А. Комарович. К старшему поколению духового отделения наряду с С.Н. Григоровым принадлежат замечательные музыканты-педагоги Н.М. Фейгин, Л.Н. Грушо-Новицкий, А.Ф. Грущин.

В 1954 году директором училища стал Николай Иванович Ананьин, выпускник Московской консерватории по классу вокала. Это был прекрасный музыкант и талантливый организатор. Он возвратился в родной город после успешной работы в составе Краснознаменного ансамбля песни и пляски им. Александрова. При училище тогда существовала оперная студия, в которой под руководством Н.И. Ананьина были поставлены оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского и «Вера Шелога» Н. Римского-Корсакова.
С именем Н. И. Ананьина связаны яркие страницы истории не только музыкального колледжа, но и города Рязани. После Н.И. Ананьина Рязанским музыкальным училищем в разные годы руководили Р.А. Комарович,
А.Ф. Грущин, С.В. Нилов, М.В. Чернышова, М.В. Харионовская.

1966 год ознаменован ярким и весьма значительным событием в жизни учебного заведения – присвоением Рязанскому музыкальному училищу имени наших выдающихся земляков, прославленных певцов Григория и Александра Пироговых. Для преподавателей и студентов колледжа эти имена – знак высочайшего служения искусству. Многолетней традицией стало посещение студентами музея Пироговых в селе Новоселки Рыбновского района, участие в конкурсе вокалистов имени Александра Пирогова, а также в областных праздниках народного искусства имени братьев Пироговых.

В 1976 году на отделении хорового дирижирования создается специализация «Руководитель народного хора». Рязанский край славится своими песнями, и сохранить их для будущих поколений – важнейшая задача всех музыкантов, не равнодушных к судьбе национальной культуры.

В 1994 году возобновляет работу вокальное отделение, достигшее в настоящее время своего подлинного расцвета.

В последнее время в Рязани значительно возросла потребность в профессионально образованных, квалифицированных кадрах в сфере эстрадного искусства и хореографии. Следуя современным тенденциям, училище открывает новые специальности: «Музыкальное искусство эстрады» (2003 г.) и «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» со специализацией «Хореографическое творчество» (2006 г.). В настоящее время новые специализации уже достаточно громко заявили о себе успешными выступлениями студентов на концертах и победами на многочисленных конкурсах.

В 2006 году училищу был присвоен статус колледжа.

За долгие годы плодотворной работы Рязанское музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых воспитал множество прекрасных музыкантов, среди которых выдающиеся деятели отечественной культуры:

  • Народный артист Советского Союза, кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории Клавдий Борисович Птица;
  • доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Вера Андреевна Васина-Гроссман;
  • доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Юрий Николаевич Холопов;
  • доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Валентина Николаевна Холопова;
  • кандидат искусствоведения, профессор Киевской консерватории Евгений Романович Косырев;
  • Заслуженная артистка РСФСР, солистка Новосибирского театра оперы и балета Полина Ульянова;
  • Заслуженная артистка РСФСР, солистка Московской государственной филармонии Лидия Мельникова;
  • Народный артист РСФСР, композитор, художественный руководитель Рязанского государственного русского народного хора Евгений Попов;
  • Народный артист РСФСР, художественный руководитель Пензенского хора Октябрь Гришин;
  • профессор кафедры истории музыки Казанской консерватории Георгий Кантор;
  • Заслуженный артист России, солист Оренбургской филармонии Василий Гвоздев;
  • Заслуженный деятель искусств Украины, главный дирижер днепропетровского симфонического оркестра Вячеслав Блинов;
  • солист Рязанской филармонии Сергей Мартынов.

Выпускники РМК работают в замечательных музыкальных коллективах: квартет «Парафраз», инструментальный ансамбль «Ока», вокальные ансамбли «Радуница», «Узорочье», в Рязанском губернаторском симфоническом оркестре, в Рязанском камерном оркестре, в Музыкальном театре г. Рязани.